Терменвокс

Терменвокс

Терменвокс

Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) — электронный музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).

Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).

Другие типы терменвокса

Терменвокс CLASSIC

Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса.

Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью.

Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.

Терменвокс Etherwave

Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.

Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.

Терменвокс системы Ковальского

В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.

Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского — Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.

Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.

: Терменвокс на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Источник: https://eomi.ru/electronic/theremin/

Терменвокс на транзисторах

Терменвокс

В 1921 году советский инженер Л. С. Термен на восьмом электротехническом съезде в Москве впервые в мире продемонстрировал исполнение концертной програм­мы на электронном музыкальном инструменте, который впоследствии получил наз­вание терменвокса. Принцип действия терменвокса нетрудно уяснить при рассмотре­нии структурной схемы, приведенной на рис. 1.

Генератор электрических колебаний создает высокочастотные колебания с фикси­рованной частотой 90 кГц.

Управляемый генератор создает колебания с частотой 90, 016 кГц, которая может изменяться до 94 кГц из-за изменения емкости антенного контура при поднесении руки исполнителя к штыревой антенне Ан во время игры на инструменте.

Колебания, создаваемые генераторами 1 я 2, поступают на контур 3 формирования тембра, в результате чего в нем возникают биения двух высокочастот­ных колебаний.

После детектирования этих колебаний детектором 4 на его нагрузке выделяются низкочастотные колебания, частота которых при игре на инструменте мо­жет изменяться в пределах 16 — 4000 Гц Напряжение разностной частоты подается на манипулятор 5, управляемый устройством формирования и затухания звука 6, и да­лее через регулятор громкости 7 — на вход отдельного усилителя низкой частоты.

Высшая звуковая частота в терменвоксе, равная 4000 Гц, примерно соответствует верхнему звуку рояля, а нижняя (16 Гц) — порогу слухового восприятия. При необ­ходимости этот диапазон может быть расширен или сжат.

Использование метода биений в терменвоксе позволяет получать требуемый диа­пазон звуковых частот без каких-либо переключений. Из всех известных нам люби­тельских схем терменвоксов, пожалуй, наиболее интересна схема, разработанная ин-женепом Л. Королевым, краткое описание которой мы и приводим здесь.

Как видно из принципиальной схемы терменвокса (рис. 2), генератор фиксирован­ной частоты выполнен на транзисторе 77. Его контур ЫС1СЗС4 настраивают ферри-товым сердечником катушки Ы на частоту 90 кГц. Управляемый генератор собран на транзисторе Т2. Контур этого генератора образован катушкой индуктивности L2 и конденсаторами С8 — С10.

Оба генератора выполнены по схеме с емкостной обратной связью. Частоту управляемого генератора можно изменять в пределах 90,016 — 94 кГц путем изменения емкости антенного контура L3L4Cau. Поднося в процессе игры на инструменте руку к антенне Ан1, исполнитель изменяет емкость антенного контура L3L4Call.

В результате изменяется частота управляемого генератора в пределах 90,016 — 94 кГц.

Собственная частота настройки антенного контура выбирается близкой к частоте управляемого генератора. Величина связи между катушками индуктивности L2, L.3 и частота настройки контура L3L4C3H определяют мензуру инструмента.

Высокочастотные колебания .с обоих генераторов через развязывающие цепи R5C6 и R10C12 поступают на контур формирования L5C13R11. Переменным конден­сатором С13 контур можно настроить на высшие гармоники сигналов генераторов.

Причем в положении максимальной емкости на конденсаторе присутствуют только первые гармоники генераторов, я в других положениях, наряду с первыми гармони­ками, имеются вторые, третьи или четвертые.

С части катушки индуктивности L5 вы­сокочастотные колебания подаются на усилитель (транзистор ТЗ), усиливаются им, а затем детектируются транзисторным детектором Т4.

В результате детектирования напряжения биений между первыми, а также высшими гармониками сигналов гене­раторов на выходе детектора — нагрузке R17 — образуются основной тон (разност­ной частоты) и соответствующие обертоны.

С выхода детектора низкочастотное напряжение поступает на манипулятор, кото­рый должен обеспечить надежное закрывание канала в паузах, отсутствие щелчков при игре на инструменте и возможность регулировки атаки и затухания звука.

Надеж­ное закрывание канала достигается применением двойного каскада затухания. Первая ступень выполнена на диодах ДЗ, Д4, а вторая — на транзисторе Т5.

Работа диод­ной ступени основана на зависимости сопротивления кремниевых диодов по перемен­ному току от величины приложенного к ним напряжения. В паузах между звуками, когда кнопка Кн1 разомкнута, постоянное напряжение на диодах ДЗ.

Д4 отсутствует; поэтому эти диоды оказываются закрытыми и на вход транзистора Т5 переменное на­пряжение не подается. При замыкании кнопки Кн1 диоды ДЗ, Д4 открываются, и на вход транзисторной ступени поступает низкочастотное напряжение с выхода детек­тора.

Резисторы R22, R24 — R26 и сопротивление транзистора Т5 образуют мост, в одну из диагоналей которого включена первичная обмотка I трансформатора Tpl. В дру­гую диагональ этого моста через устройство формирования атаки и затухания звука подается напряжение от стабилизированного выпрямителя.

При замыкании кнопки Кн1 и при сбалансированном мосте (это достигается установочным резистором R26) ток коммутации практически не проходит через обмотку I трансформатора Tpl, и пе­реходные процессы (щелчки) на выходе терменвокса не прослушиваются.

Напряжение же низкой частоты с выхода диодной ступени поступает на вход транзистора Т5 и далее через вторичную обмотку трансформатора Tpl на регулятор громкости R34 и выходные гнезда Гн1, Гн2.

Атака и затухание звука формируются специальным устройством, выполненным на резисторах R28 — R33, конденсаторах С23 — С25 и диодах Д10, Д11. При замыкании контактов Кн1 напряжение с выпрямителя поступает на делитель R28 — R30. Конден­сатор С23 через переменный резистор R31 заряжается до напряжения, снимаемого с делителя.

Время заряда конденсатора С23 определяет время атаки. Напряжение с этого конденсатора через диод Д11 поступает на конденсатор С24 и манипулятор. Полярность падения напряжения на резисторе R31, обусловленная током заряда кон­денсатора С23, обратна полярности включения диода Д10, а время заряда конденса­тора С24 невелико.

Поэтому диод Д10 и конденсатор С24 фактически не участвуют в формировании атаки.

При отпускании кнопки Кн1 в процессе игры на инструменте конденсатор С23 (через резисторы R29, R30) и прямое сопротивление диода Д10 быстро разряжаются,, а конденсатор С24 начинает медленно разряжаться через резисторы R32, R33 и ма­нипулятор. Характер спада напряжения на конденсаторе С24 определяет затухание сигнала, время которого можно регулировать переменным резистором R32.

Выпрямитель и стабилизатор собраны по типовым схемам. Потребляемый ток в паузе равен 13 мА, при открытом манипуляторе — 100 мА. Выход терменвокса под­ключается к высокоомному входу отдельного усилителя, в качестве которого можно, например, использовать усилитель, описанный в листовке № 94.

В конструкции применены стандартные малогабаритные детали. Все катушки ин­дуктивности и трансформаторы самодельные. Размеры каркасов катушек LI — L3 ука­заны на рис. 3.

Катушки LI, L2 содержат по 450 витков провода ПЭВ-1 0,12, ка­тушка L3 намотана тем же проводом до заполнения каркаса. Индуктивность катушки L1 — 1,1 мГ, L2 — 1,1 мГ, L3 — 58 мГ.

Внутри каркасов имеются ферритовые сер­дечники 600 НН диаметром 3,5 мм с напрессованной резьбовой втулкой. .Катушки L4, L5 выполнены на унифицированных каркасах, которые размещены в отдельных броневых сердечниках Б18М (с внутренним зазором 0,1 мм) из феррита 1500НМЗ.

Катушка L4 содержит 350 витков провода ПЭВ-1 0,12. Катушка L5 намотана прово­дом ПЭВ-1 0,23. Секции 1 — 2 и 2 — 3 содержат соответственно 12 и 55 витков. Индук­тивность катушки L4 — 27 мГ, L5 — 1,5 мГ.

Трансформатор Tpl выполнен на унифицированном каркасе, который размещается в сердечнике Б36М из феррита 2000НМ1. Обмотка I содержит 1450 витков, обмотка II — 2320 витков провода ПЭВ-1 0,08. Трансформатор Тр2 собран на сердечнике Ш16Х31 из трансформаторной стали.

Обмотка 1а содержит 1270 витков провода ПЭВ-1 0,23; 16 — 930 витков провода ПЭВ-1 0,17; II — 136 витков провода ПЭВ-1 0,64. Детали, входящие в состав колебательных контуров, и транзисторы Tl, T2 долж­ны быть идентичными. Конденсаторы С1, СЗ, С4, С8 — С10 слюдяные, с малым ТКЕ.

Конденсатор С13 — фирмы «Тесла» (секции соединены между собой параллельно). Переменные резисторы R34 (педального регулятора громкости), R31, R32 — группы «В». Антенна Ан1 — телескопическая от приемника «Банга» или ему подобного. Вы­сота антенны при настройке может изменяться от 40 до 80 см.

Стабилитроны Д1, Д2 должны быть идентичными.

Термен.вокс .смонтирован на металлическом шасси размером 220X120X33 мм. Монтаж выполнен на печатной плате из фольгиоованного гетинакса размерами 120X120X2 мм. На шасси установлены печатная плата, детали Тр2, В1. Пр1, С21, С22 и антенное гнездо. В подвале шасси находятся выпрямитель и стабилизатор. Транс­форматор Tpl размещен в подвале шасси вдали от трансформатора Тр2.

Терменвокс помещен в футляр, изготовленный из текстолита. В футляре имеются отверстия для антенны, ручки конденсатора С13 и вентиляции. Устройство формиро­вания атаки и затухания с органами управления (R31, R32. Knl, B2, ВЗ) собрано в отдельном выносном пульте размером 120X80X30 мм, который соединяют с инстру­ментом с помощью разъема.

Налаживание терменвокса начинают с проверки работоспособности выпрямителя, стабилизатора и с установки требуемых режимов работы транзисторов. Далее, убедив­шись в работоспособности генераторов, с помощью сердечников .

катушек LI — L3 по общепринятой методике устанавливают частоту 90 кГц.

При настройке управляемого генератора вместо антенны подключают конденсатор Сан (10 — 15 пФ), а катушку свя­зи L3 располагают на Каркасе L2 (расстояние между ними равно 3 мм).

Следующий этап налаживания — настройка трактов формирования тембра и низ-кок частоты. Для этого конденсатор С13 устанавливают в положение максимальной емкости, к коллектору транзистора Т4 подключают осциллограф и, изменяя индуктив­ность катушек L2, L3, по фигурам Лиссажу устанавливают разностную частоту 300 Гц.

Затем по волномеру конденсатором С13 перестраивают контур на частоту второй гармоники одного из генераторов и подбором резистора R17 получают на вы­ходе детектора амплитуду напряжения звуковой частоты 0,3 В.

После этого конденса­тор С13 снова переводят в положение максимальной емкости и сердечником катуш­ки L5 на резисторе R17 устанавливают амплитуду низкочастотного напряжения 0,3 В.

Затем резистором R26 производят балансировку манипулятора по минимуму щелчков при нажатии и отпускании кнопки Кн1. Эту операцию можно произвести на слух, подключив внешний усилитель. При нормальной работе генераторов, детектора и манипулятора на частоте 300 Гц амплитуда напряжения НЧ на резисторе R34 дости­гает 0,6 В.

Заключительным этапом налаживания являются уточнение настройки генерато­ров и подбор необходимой связи между катушками L2. L3.

Для этого к терменвоксу подключают антенну (предварительно отключают ее эквивалент) и, изменяя индук­тивность катушек L2, L3 и расстояние между ними, устанавливают частотный диапа­зон 4,5 — 5 октав.

Если инструмент настроен правильно, то при игре на нем звук дол­жен повышаться по мере приближения правой руки исполнителя к антенне (пальцы левой руки должны иметь контакт с. металлическими частями пульта управления). ! олебания генератора должны срываться в момент резонанса антенного контура и

контура генератора управляемой частоты при приближении плоскости ладони правой руки к антенне на расстояние нескольких миллиметров

Заканчивая краткое описание терменвокса, отметим, что игра на нем требует не только хорошего музыкального слуха, но и специальных технических знаний. Радио­любителям, которые заинтересуются вопросами конструирования и постройки тер-мсивоксов, рекомендуем ознакомиться со следующей литературой:

Бондаренко Е. Терменвокс на транзисторах. — «Радио», 1965, № 10, с. 33.

Королев Л. И снова терменвокс. — «Радио», 1972., № 9, с. 17 — 19 и вкладка.

Корсунский С. и Симонов И. Электромузыкальные инструменты (МРБ, вып 271). М. — Л., «Энергия», с. 13 — 21.

Симонов И. и Шиванов А. Терменвокс. — «Радио», 1964, № 10, с. 36, 37.

Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1976 г. Г-80685 от 18/Ш-1976 г. Изд. № 2/760зЗак. 793

Источник: https://pandia.ru/415663/

Афиша Волна: Терменвокс, траутониум и другая электроакустика – Архив

Терменвокс

Фотография: www.proyectoidis.org

Громадный,весивший порядка двухсот тонн музыкальный инструмент начала прошлого века,передававший звук через телефонные линии. 

История

Нет повести печальнее, чем рассказ о телармониуме и судьбеего изобретателя Таддеуса Кэхилла.

Вдохновленный успехами Белла и Эдисона американскийинженер начал исследовать возможности передачи звука на расстоянии посредствомэлектричества и в 1894 году обнаружил, что телефонные сети способны передаватьтональные сигналы электрических динамо-генераторов (отсюда другое название егоаппарата — динамофон).

Через три года Кэхилл зарегистрировал свой первыйпатент — музыкальный инструмент, состоящий из 12 настроенных на разные полутонагенераторов, передающих звук по телефонным линиям. Еще почти десять летпонадобилось на доработку технологии, поиск инвесторов и непосредственноесоздание аппарата — над первой версией телармониума трудилось порядка полусотнирабочих в течение четырех лет. 
Представленный в 1906 году широкой публике музыкальныйинструмент произвел большое впечатление; в отличие от того же фонографаЭдисона, телармониум предоставлял возможность услышать именно живое исполнениемузыки, что в то время считалось определенной роскошью. Окрыленный успехом Кэхилл разработал и создал еще две версии своего аппарата (в том числе и дляспециально возведенного на Бродвее «Телармоник-холла»), причем созданиепоследней обошлось в 200 000 долларов — просто астрономическую по тем временамсумму. За стремительным взлетом последовало не менее стремительное падение:оказалось, что телефонные линии того времени просто не способны выдерживатьнагрузку, которую давал телармониум. По одной из легенд, в офис Кэхилла однаждыворвался разъяренный бизнесмен с молотком, готовый «раздолбить эту адскуюмашину», работа которой мешает его деловым переговорам. Естественно, многиеинвесторы справедливо посчитали, что вкладывать капиталы в разработку аппаратасо столь серьезным дефектом является делом весьма сомнительным. 

Свой финальный концерт телармониум отыграл в 1916 году, после чего аппаратокончательно отправился на свалку истории. Спустя годы, проведенные вбезуспешных попытках оптимизации устройства и поиске новых инвестиций, вслед засвоим детищем отправился и его изобретатель, одинокий и к тому времени ужеокончательно обнищавший старик. 

Как звучит

Документальный фильм об инструменте

Записейаутентичного звука телармониума к сегодняшнему дню, к сожалению, несохранилось. Тем не менее канувший в лету инструмент породил массупоследователей. Известно, что Лоренс Хаммонд проектировал свой орган именно пообразцу машины Кэхилла, к тому же очевидно то, что идея трансляции живогоисполнения музыкальных произведений была позже развита посредством радио. 

Терменвокс

ИзобретениеЛьва Термена, до сих пор способное вызвать удивление и восторг. Вконтексте музыкальных инструментов — наша главная национальная гордость. 

История

Виолончелисти талантливый физик Лев Сергеевич Термен имеет немало интересных фактов в своейбиографии.

Например, после создания своего уникального музыкального инструментав 1920, уже будучи всемирно известным, он долгое время оставался без работы,эмигрировал в США, создавал охранные сигнализации для американских тюрем, затемвернулся и подвергся сталинским репрессиям, после чего был прощен и дажепремирован за разработку подслушивающих устройств.

В общем, жизнеописаниесоздателя терменвокса и его изобретений явно выходит за пределы данной рубрики,хотя и рекомендуется к прочтению, — немало информации можно найти, например, на официальном сайте московского «Термен-центра»или в паблике Theremin Times, которыйведет правнук Льва Сергеевича Петр. 

Как звучит

Сам Термен демонстрирует свой инструмент

Терменвокс — это уникальная конструкция, игровая поверхность которойнаходится буквально в воздухе — музыкант перемещает свои руки относительногоризонтальной и вертикальной антенн, в результате чего меняется частота звука.

Ключевое слово для описание того, как это звучит, — «плавность».

Нужнообязательно отметить и то, что игра на инструменте совершенно точно не являетсялегкой прогулкой — одним из основных критериев для исполнителя являетсяидеальный музыкальный слух, и это уже не говоря о чисто механических навыках.

Более прочих звучанию терменвокса обязаны создатели раннихнаучно-фантастических фильмов, по крайней мере, сегодня его мистическиезавывания прежде всего вызывают ассоциацию с чем-то внеземным.

Широкоераспространение инструмент получил после использования его Делией Дербиршир в заставке к сериалу«Доктор Кто» и Бернардом Херрманом в саундтреке к фильму «День,когда Земля остановилась».

В популярной же музыке путь терменвокса началсяс группы Beach Boys, именно у них инструмент «подслушал» один из его главных популяризаторов Жан-Мишель Жар. Удивительно, но советское ноу-хау почти не используется современными электронщиками.

Вероятно, из за сложности освоения; похожего звука в свое время пытались добиться Aphex Twin и Portishead, но до использования оригинального терменвокса их руки так и не дошли. 

  • Купить Moogmusic.com
  • Цена от $399 в сборке Роберта Муга, от $50 за более дешевые модели

Фотография: www.120years.net

«Поющий»электромузыкальный инструмент из Франции с интересными управляющими элементами.По сути — один из первых монофонических синтезаторов, вдохновленный, вчастности, и терменвоксом. 

История

Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумалсвое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорногооборудования. Результатом стала собранная на транзисторах электрическая схема с7-октавной клавиатурой и оригинальными элементами управления.

Первым из такихэлементов было одеваемое на палец кольцо с нитью-смычком, с помощью которойисполнитель мог контролировать электрические колебания.

Также «волны» былиоснащены специальной кнопкой с мембраной, акцентирующей те или иные звуки, — например,легким касанием пальца музыкант мог превращать еле слышимый писк в резкий медвежий рык. 

Несмотря на очевидную сложность управления, представленный в1928 году инструмент пришелся весьма по нраву французским композиторам иисполнителям, а затем, во многом благодаря своей оригинальности, завоевал илюбовь избалованной местной публики. Самым знаменитым пользователем «волн» сталкомпозитор Оливье Мессиан, даже специально написавший для инструмента свою «Турангалила-симфонию».

Морис Мартено, будучи прежде всего изобретателем имузыкантом, никогда не задумывался о получении прибыли или тем более серийномпроизводстве «волн», поэтому после его кончины развитие инструмента практическипрекратилось, а собранные им при жизни немногочисленные копии заняли свое местов музеях и частных коллекциях. В апреле 2001 года «волны» получили второерождение благодаря группе Radiohead. Использовав инструмент в записи альбома«Kid A», клавишник коллектива Джонни Гринвуд всерьез опасался за сохранностьстаринного инструмента во время концертного тура, благодаря чему заказалпроектирование современного аналога «волн» Роберту Уилльямсу из компанииAnalogue Systems, известной своими модульными синтезаторами. Кроме звучного названия«французский связной», реплика получила не только стандартные элементыуправления (клавиатуру и нить с кольцом), но и дополнительный интерфейс — джойстик.

Как звучит

Наглядная демонстрация звучания одного из оригинальных музейных экспонатов

Вначале века волны Мартено называли «поющим» инструментом. Сегодняшняя версия устройствазвучит очень похоже, но в отличие от своего предка, из современных «волн» можноизвлекать очень разные звуки — от все того же мягкого завывания и свиста дорычащего синтетического баса, вызывающего ассоциации скорее со Скриллексом,нежели с музыкой начала прошлого века.

Мягкое электроакустическое звучание«волн» можно услышать и у многих современных музыкантов, например, у  ТомаУэйтса, Яна Тирсена, DaftPunk, Брайана Ферри и т.д. Как уже было сказано выше, особую любовь кфранцузскому аппарату продемонстрировала группа Radiohead, на одном изсвоих живых выступлений использовавшая сразу шесть инструментоводновременно.

  • Купить Analoguesystems.co.uk
  • Цена от £1050 в сборке от Analogue Systems

Фотография: www.120years.net

Немецкийранний монофонический синтезатор, созданный почти одновременно с волнамиМартено (в 1929 году) и управляющийся натянутой над металлическими пластинамипроволокой. 

История

Собственнотехническая концепция траутониума была разработана немецкимфизиком-экспериментатором Фридрихом Траутвайном, в честь которого и был названэтот инструмент.

Другое дело, что реализоваться именно в музыкальном планетраутониум вряд ли бы смог, если бы не своевременное вмешательство тогда ещеначинающего композитора-экспериментатора Оскара Залы, разглядевшего творческийпотенциал этого неприглядного «ящика с транзисторами».

Лаборатория Траутвайнанаходилась на территории Берлинского университета, куда и поступил юный Зала; вбудущем изучение физики поможет ему в совершенствовании этого хитроумногомузыкального устройства и создании его новых моделей.

В целом, историятраутониума — это история почти 70-летней дружбы человека и машины,завершившаяся 12 лет назад, когда в возрасте 91 года Зала ушел из жизни. 

Как звучит

Оскар Зала играет на своем изобретении

Используя схожие транзисторные технологии, Траутвайн иМартено создали два совершенно разных с акустической точки зрения аппарата.

Тогда как звук «волн» по большей части можно было назвать мягким и струящимся,траутониум обладал куда более резким характером — стучал, гремел и дребезжал,что делало его невероятно гибким инструментом для создания различного родаперкуссий; достаточно послушать музыку Оскара Залы, чтобы понять, о чем идетречь.

Кроме прочего, траутониум отлично синтезировал эффекты и имитировалразличные звуки, чем в свое время воспользовался Альфред Хичкок, пригласив Залудля озвучки своих «Птиц».Помимо прочего, траутониум отметился и в ранней электронике — на разных этапахкарьеры инструмент активно использовался музыкантами из Kraftwerk и TangerineDream.

Нужно отметить и оригинальное управление инструментом.Отсутствие клавиатуры и присутствие гибкого во всех смыслах «проволочного»контроллера позволяло музыканту издавать очень интересные вибрирующие звуки.Сегодня подобный принцип используется во многихсовременных электронных инструментах, а немецкая компания Doepfer и вовсенедавно воссоздалаоригинальную конструкцию 20-х годов. 

  • Купить Doepfer.de
  • Цена от $1999 в сборке Doepfer

Фотография: Getty Images/Fotobank

Главныйэлектрический орган ХХ века. 

История

Вдохновленный телармониумом Кэхилла американскийизобретатель Лоренс Хаммонд решил построить собственную версиюэлектромузыкального инструмента — правда, намного более транспортабельную и,учитывая реалии Великой депрессии, более бюджетную.

Сэкономив буквально на всем(клавиатура первой рабочей модели органа ранее принадлежала старому роялю,купленному Хаммондом на ближайшей барахолке), инженер представил первую модельсвоего музыкального аппарата в 1934 году.

Тогда он позиционировался в качествеотносительно дешевой альтернативы духовым органам. Главным же рынком сбыта, помнению американца, являлись местные католические церкви.

Хаммонду повезло — первуюпартию его детищ приобрел сам Генри Форд, и именно с легкой руки американскогопромышленника новый музыкальный инструмент получил столь широкую популярность,в следующие десять лет разойдясь по миру в количестве более двадцати тысячэкземпляров.

Были у Хаммонда и недоброжелатели.

Самый интересный эпизодпроизошел в 1936 году, когда в результате иска от Федеральной торговой комиссииСША, посчитавшей, что компания не имеет право использовать в своей рекламеассоциации с органной музыкой, были устроены публичные слушания — своего родазвуковая дуэль между настоящим духовым органом и «подделкой» Хаммонда. Обаинструмента были расположены за ширмами, где на них по очереди игралимузыканты, а приглашенному жюри предстояло определить, где именно находитсякакой инструмент. Несмотря на то что большая часть экспертов так и не смоглаотличить духовой звук от электроакустического, компании Хаммонда все же былозапрещено использовать ассоциации с органом в позиционировании своего товара.Впрочем, от этого производитель электромузыкального инструмента только выиграл— для Хаммонда все действия Комиссии стали, как сказали бы сегодня,замечательной пиар-акцией.

Безоблачное существование компании длилось вплоть до1970-х, когда ввиду финансовых затруднений было принято решение о приостановкепроизводства. В 1985 году компания объявила о банкротстве, а торговая маркабыла приобретена корпорацией Suzuki, выпускающей сегодня цифровые клавиатуры«по мотивам» культовой марки.

«A Whiter Shade of Pale» Procol Harum, если и не самая известная песня с органом Хаммонда, то уж точно самая противоречивая

Характерный прищелкивающий звук органа Хаммонда, генерируемый механическим фоническимколесом, является, пожалуй, одним из самых узнаваемых в современной музыке. Посравнению с оригинальным духовым органом более резкий, но все равно оченьмягкий и теплый, этот звук влюбил в себя сотни и тысячи музыкантов и любителей.

Такой орган стоял дома у четы Рузвельтов, на нем сочиняли знаменитые ФэтсУоллер и Джордж Гершвин, без фирменного звука «Хаммонда» трудно себе представитьключевые хиты, например, The Beatles, Procol Harum и Pink Floyd, умопомрачительныесоло Рея Манзарека и Джона Лорда.

Кроме джаза,рок-н-ролла и классического церковного госпела, орган прочно обосновался врегги (и позже в дабе), нью-вейве и даже хип-хопе, вспомните хотя бы Beastie Boys.

  • Купить Ebay.com
  • Цена от $1000 за подержанный оригинал

Источник: https://daily.afisha.ru/archive/volna/context/termenvoks-trautonium-i-drugaya-elektroakustika/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.