Самолёт Як-12

Содержание

Самолёт Як 12: технические характеристики, радиооборудование, устройство, история создания, применение

Самолёт Як-12

Такой большой стране, как СССР, всегда требовалась легкая авиация. Там, где нет возможности построить протяженный аэродром, а летать в отдаленные места нужно, остро стоял вопрос транспортной доступности. И поэтому легкомоторная авиация играла определяющую роль и всесторонне поддерживалась государством.

Самолет Як-12 считается одним из культовых легкомоторных проектов, символом известной русской простоты и безотказности. Говорят, что его разработку приказал начать сам Иосиф Сталин. И не удивительно, что работу поручили известному советскому конструктору, любителю легкомоторных машин, Александру Сергеевичу Яковлеву.

История создания

Необходимость разрабатывать новый самолет в Советском Союзе возникла еще до Великой Отечественной войны. Имеющиеся на тот момент в строю У-2 (По-2) и Ут-2 уже заметно устарели и требовали либо полной замены, либо скорейшей модернизации.

Но в планы авиаконструкторов вмешалась война. Разработки нового легкомоторного самолета, конечно, велись, но на первый план вышла военная промышленность.

Уже после войны первые Як-12 увидели свет. Сначала две опытные модели: Як-13 и Як-14 – были представлены комиссии для принятия решения о массовом выпуске. Оба летательных аппарата признали вполне удачными. Як-13 даже демонстрировал лучшие показатели дальности и скорости полета, чем Як-14.

Но из-за простоты конструкции и легкости в управлении, комиссия отдала предпочтение четырнадцатой модели и дала добро на ее выпуск. Машину переименовали: в серию Як-14 пошел под именем Як-10.

Но уже в 1947 году на высшем уровне было принято решение о модернизации проекта. Новая модель, которая в дальнейшем будет известна под именем «Як-12», взяла за основу предшественника, Як-10, но с доработками. Некоторые новшества носили косметический характер, некоторые предполагали серьезные изменения.

Так или иначе, в апреле 1947 года летательный аппарат только начали проектировать, а в октябре того же года Як-12 уже впервые поднялся в воздух.

Существенные отличия получило крыло: его консоли стали меньше по площади за счет уменьшения общего размаха. Передняя часть консолей получила предкрылок. Кабина тоже подверглась некоторым изменениям. Во-первых, ее верхнюю часть остеклили. Во-вторых, гаргрот пассажирских сидений несколько опустили.

В духе времени Як-12 также оснастили огнями для аэронавигации, а также фарой для посадки в темное время суток.

Кстати, несмотря на многочисленные изменения, самолет получился легче своего предшественника, что привело к улучшению скоростных характеристик.

После первых испытаний Як-12 понравится и военным. Они инициировали ряд важных улучшений для своей версии, что позволяло увеличивать показатели дальности, скорости и надежности. 5 января 1948 года считается днем, когда Як-12 начал свой официальный путь в авиации СССР.

Основное назначение

Изначально предполагалось создать легкомоторный самолет, который мог бы выполнять сразу несколько предназначений. Як-12 хорошо подходил для нужд сельского хозяйства и применялся для борьбы с вредителями.

Второе свое применение – служба в гражданской и санитарной авиации – Як-12 тоже выполнял вполне успешно на протяжении всего отведенного ему срока работы.

А массовое производство продолжалось достаточно долго – до 1968 года.

У военных легкомоторная модель Яка нашла применение не только в перевозке людей, но и для транспортировки небольших грузов.

Широко машина использовалась почтовыми службами.

Конструктивные особенности

Як-12 – подкосный высокоплан. Оперение хвоста – подкосно-расчалочное. В машину устанавливался двигатель перед кабиной пилота. Шасси не убирались: снабжались тормозной системой.

В моторной раме сначала устанавливали двигатель М-11ФР. Но он подвергался частой критике из-за недостаточной мощности. В частности, это свойство не позволяло быстро подниматься в воздух, требуя большой разбег. Позже на Як-12 стали ставить мотор М-14 (Аи-14ФР).

Мощность новой силовой установки составила 250 лошадиных сил, в то время как предшественник выжимал не более 160 л.с. Эта мера сократила взлетный разбег в полтора раза, повысила скоростные показатели.

Двигатель защищался металлическим капотом. Охлаждение было воздушным, но существовала одна интересная особенность. Жалюзи в передней части капота, которые пропускали воздух для охлаждения, могли регулироваться пилотом. Таким образом, можно было контролировать интенсивность охлаждения двигателя.

Каркас фюзеляжа строился из сваренных между собой труб. Изначально нос выполнялся из дюралюминия. Остальная часть делалась деревянной. Но постепенно новые модификации включали в себя все больше металла, пока не стали выполняться полностью дюралюминиевыми. Это требовалось для продления срока службы, так как машины часто стояли под открытым небом, а не в ангарах.

Крыло делалось двухлонжеронным, чаще всего деревянным.

Оно усиливалось V-образными креплениями, которые сходились в основании шасси на кабине. На Як-12 ставился предкрылок, который занимал почти всю переднюю часть крыла. Благодаря предкрылку, достигался очень полезный эффект – даже высокие углы атаки препятствовали сваливанию и потере подъемной силы.

Летно-технические характеристики

Як-12 компоновался необходимым оборудованием для навигации в небе, а также для сообщения с землей. Первые версии для взлета в полной массе требовали не менее 185 метров для разбега. Максимальная скорость у них достигала 194 км/ч.

Но и те Як-12, которые первыми сходили с конвейера, получили массу недовольных отзывов. В основном – из-за слабого мотора, который делал машину медленной, маломаневренной и непрактичной. Поэтому большинство нововведений, которые нашли отражение в поздних моделях, часто значительно улучшали технические характеристики, за счет новых двигателей и манипуляций с геометрией крыла.

МодельЯк-12, образца 1947 года выпуска
КрылоДлина – 12 метров, площадь – 21,6 квадратных метров
Длина фюзеляжа8,36 м
Высота3,76 м
Масса (пустой/максимальная на взлете)830 кг/1185 кг
Мощность двигателя (ПД М-11ФР)160 л.с.
Скорость (крейсерская/максимальная)169 км/ч / 194 км/ч
Дальность полета810 км
Продолжительность беспосадочного перелета4 ч
Потолок3000 м
Экипаж/нагрузка1 пилот/2 пассажира или груз до 355 кг

Модификации

Самолет был прост в изготовлении и конструктивно не содержал в себе излишеств. Это позволило широко применять его в совершенно разных сферах человеческой деятельности.

Как правило, требовались только небольшие доработки, которое приводили к созданию специализированных модификаций.

  • Як-12 «изделие 21А» – это самая первая модификация, которая привела к устранению тех недоработок, свойственных стартовым серийным образцам. На этой модели впервые появился предкрылок, несколько изменилась конструкция шасси. Конструкторы немного уменьшили размах крыла. Благодаря нововведениям, Як стал взлетать с меньшим разбегом и с более высокой скоростью.
  • Як-12 «поплавковый» – первый образец, который мог взлетать с воды. Он оснащался деревянными поплавками-шасси.
  • Як-12А. Это глубокая модернизация предшественника – Як-12. Главнейшие нововведения – изменение крыла. Теперь оно стало трапециевидным, и на консолях убирались предкрылки. Новое крыло увеличивало скорость полета, его дальность, но потолок машины был меньше. Кроме того, конструкторы улучшили обзорность из кабины, повысили комфорт для пилотов, сделав сиденья мягкими, поменяв ручку управления на полуштурвал. Шасси снова подверглось конструктивному усилению, а топливные баки стали больше. Увеличилась и взлетная масса.
  • Як-12Б предназначался для взлета с короткой ВВП. Необходимая дистанция равнялась минимум 35 метрам. Из отличий модели можно выделить: два крыла (биплан) и форсированный двигатель АИ 14-РФ, который выдавал 300 лошадиных сил.
  • Як-12ГР – оснащен поплавками для взлета с воды. Из-за недостаточной мощности двигателя он получил много критики, так как требовалась большая дистанция для подъема в воздух.
  • Як-12М. Еще одно преобразование легкомоторной машины, которое опять повлекло усиление шасси и фюзеляжа. отличительная черта – удлинение фюзеляжа до 9 метров. Это, в свою очередь, потребовало и увеличение оперения хвостовой части. Заднее колесо шасси получило гидравлическую амортизацию. Як-12М мог брать на борт 3 пассажиров, что в модификации для санавиации позволяло взлетать не только с больным, перевозимом на носилках, но и сопровождающим его медработником.
  • Як-12ММ. Часто использовался как медицинский транспорт и оборудовался поплавками для взлета с воды и посадки на воду. В отличие от Як-12ГР у него было два водяных руля на каждом поплавке, что увеличивало маневренность.
  • Як-12МС – это специальная версия для поисково-спасательных работ. От Як-12М практически ничем не отличалась – только наличием дополнительного рлэ радиооборудования для поиска пострадавших людей, кораблей. На днище машины устанавливалась вращающаяся антенна, также приспосабливался отсек для парашюта.
  • Як-12Р подвергся большим модификациям. Он применялся в основном для связи, но позже пригодился как хороший транспортник. Среди больших отличий значатся: увеличение площади крыла, установка нового винта, более мощного двигателя (до 260 л.с.), а также оснащение сошником, который позволял снизить посадочный пробег на грунтовых аэродромах до 50 метров.
  • Як-12С – особая санитарная версия. Никаких конструктивных особенностей не было – только место под носилки и медицинского работника для сопровождения.
  • Як-12СХ – предназначался для сельского хозяйства. На месте пассажиров за пилотом устанавливалась емкость для удобрений или ядохимикатов. Также конструктивно предусматривались распылители или рассеиватели на днище. Они могли использоваться, в том числе, и для разбрасывания семян над полями.
  • Як-12УТ отличался дублированным управлением и применялся для совершения учебных и тренировочных полетов.
  • PZL-101 – это польская модификация советского Як-12. Польша по лицензии запустила собственное производство, в которых увеличила полезную нагрузку машин. Чаще всего они применялись для сельскохозяйственных нужд.
  • Shenyang Type 5 – Яки, которые выпускались китайской стороной. Они являлись полной аналогией советских легкомоторных машин.

За время выпуска Як-12 (с 1947 по 1968 годы), было построено около 5000 машин только на территории Советского Союза. Аналоги Як-12М были собраны в Польше в количестве более 1000 экземпляров. А собственная разработка PZL-101 была выпущена в количестве 325 штук.

Самолет и после завершения производства подвергался различным модификациям. В основном, это делали народные умельцы. Так, Як-12 и до сих пор применяется в спортивном спорте или на выставках.

Популярность самолета была очень высока. В профессиональной среде летчики ценили его неприхотливость, легкость в управлении и высокую надежность. Именно поэтому легкомоторная машина использовалась по всей территории необъятного СССР и стран социалистического лагеря.

На сегодняшний день этот труженик встречается во многих авиационных музеях мира.

Он есть и в русских городах, и в Польше, где долгое время успешно выпускался.
Слава о Як-12 закрепилась и в популярном кино. Машины снимались в таких известных картинах, как «Разрешите взлет!», «Последний дюйм», «Ва-Банк 2».

Снятие с производства

Як-12 и его многочисленные модификации успешно выпускались серийно до 1968 года. После они уже завершали свою работу и постепенно выводились из состава регулярного авиасообщения. По наиболее точным подсчетам, последний самолет должны были списать в 1980 году.

На сегодняшний день известно, что Як-12 используется только в частных коллекциях и аэроклубах.

Как и многие представители русской техники, Як-12 стал простым, дешевым и надежным представителем своего времени.

Именно этим удачным сочетанием и можно объяснить большой успех этих моделей.

Он нередко безотказно работал в тяжелых погодных условиях, не требовал серьезной подготовки взлетно-посадочной полосы. Все это сделало его незаменимым для санитарной авиации, сельского хозяйства, небольших грузовых перевозок и гражданских рейсов на маленькие расстояния.

Один из известнейших проектов КБ Яковлева отслужил свой срок добросовестно, поэтому и слава о нем крепка до сих пор. Народная любовь к нему тоже не забывается с годами. Свидетельство тому – блестящие красавцы Як-12, которые все еще летают в небе под управлением многочисленных авиаторов-любителей.

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/yak-12/

Легкий самолет Як-12: технические характеристики, фото, история создания

Самолёт Як-12

В 1940-х годах советским руководством был утвержден план по развитию и восстановлению народного хозяйства. Согласно ему, существенные изменения коснулись аграрной отрасли.

С целью улучшения борьбы с вредителями и санитарного обслуживания населения начали интенсивно развивать воздушные линии. Это стало причиной появления одной из самых легких на то время авиационных машин.

Речь идет о таком воздушном судне, как самолет Як-12.

История создания

Самолет Як-12 является многоцелевой транспортной машиной, спроектированной в КБ под руководством А. С. Яковлева. После успешных испытаний в 1946 году авиационное творение начали выпускать серийно.

Но во время одного из тестирований пилот не смог посадить самолет на площадку, отведенную лично И. В. Сталиным, и серийное производство данной авиационной модели было прекращено.

Несмотря на то что конструкция самолета Як-12 среди остальных авиационных машин того времени являлась одной из лучших и ошибка была со стороны пилота, серийное производство возобновилось только после смерти вождя.

Конструкция авиационной машины

Изначально самолет конструировался для военно-воздушных сил как двухместная машина, способная выполнять санитарные и связные задачи. Як-12 представлял собой смешанную конструкцию: для производства основы фюзеляжа использовались сваренные хромансилевые трубы. Из дюралюминия были изготовлены каркасы двухлонжеронных крыльев, хвостовые оперения и элероны.

Сами крылья и хвостовая часть обшивались полотном. Для обшивки носовой части использовался дюралюминий. Древесина стала основой для производства реек опалубки самолета. Санитарная авиационная машина была оснащена фиксированным дюралюминиевым подкрылком.

Для уменьшения сопротивления в шасси, принадлежащем к пирамидальному типу, была вмонтирована специальная лента – оттяжка.

Кабина самолета относилась к автомобильному типу и вмещала до четырех человек. При необходимости в ее правой части устанавливались носилки для транспортировки раненых. Самые первые самолеты Як-12 были оснащены двигателем М-11ФР в 160 л. с. и с охлаждением. Со временем в конструкции воздушного судна заменили дерево дюралюминием.

Предназначение

Самолет Як-12 широко использовался в сельском хозяйстве. С помощью данной машины производилась подкормка растений удобрениями, засевание, опыление полей и насаждений. Она также могла выполнять функцию санитарной машины.

Самолет Як-12 применялся в качестве почтового перевозчика и буксировщика. Как пассажирский транспортировщик этот самолет был идеален на незначительных линиях. Машина была рассчитана на два пассажира и способна выдержать груз, не превышающий 350 килограммов.

В летных школах для прыжков с парашютами также использовался самолет Як-12.

Устройство и конструкция данной авиационной многоцелевой машины характеризовались простотой и неприхотливостью в применении, наличием радиостанций и приборов, позволяющих осуществлять полеты как ночью, так и при неблагоприятных метеорологических условиях. Кроме Советского Союза, самолет использовался в Китае и Польше, в которой он производился как PZL-101 Gawron.

Описание

Як-12 1947 года выпуска является подкосным высокопланом, использующим двигатель М-11ФР. Конструкция самолета может иметь двух- или трехместную кабину. Изначально Як-12 проектировался как двухместный.

Подкосы крыльев имеют V-образную форму и сходятся в узле для крепления шасси. За счет наличия фиксированного дюралюминиевого предкрылка значительный угол атак не является опасным.

Улучшенные пирамидальные шасси (испытанные на Як-10) содержат специальную ленту-оттяжку, которая тянется от каждого колеса к резиновому амортизатору.

Функция торможения осуществляется основными колесами с размером 6 х 18 см и хвостовым 20 х 11 см. К ним могут крепиться лыжи. Управление содержит тросовую проводку. Расположенные на крыле предкрылки существенно улучшают посадочные свойства и положительно сказываются на безопасности во время полета.

Самолет Як-12: технические характеристики

  • Длина – 8,36 м.
  • Высота – 3,76 м.
  • Размах крыла – 12 м.
  • Площадь крыла – 21,60 м2.
  • Вес самолета – 830 кг.
  • Допустимый вес (тот, который можно поднять) составлял 1450 кг.
  • Двигатели – 1ПД М-11ФР.
  • Максимальная скорость – 194 км/ч.
  • Крейсерская скорость – 169 км/ч.
  • Посадочная скорость – 90 км/ч.
  • Тяга – 1х160 кН.
  • Самолет рассчитан на 4 часа полета.
  • Дальность полета – 760 км.

Модификации Як-12

Модель самолета характеризируется легкостью в управлении, благодаря чему может использоваться в авиационных школах в качестве тренажера. Кроме учебных, она способна выполнять и другие задачи в зависимости от модификации:

  • Як-12Б считается единственным экземпляром с УВП до 35 метров взлетной дистанции. Конструкция оснащена движком АИ-14РФ, мощность которого составляет 300 л. с.
  • Як-12С – авиационная санитарная машина для транспортировки одного раненого.
  • Як-12СХ – вариант самолета для сельскохозяйственных целей. Он выполняет опыление зеленых насаждений и распыление ядохимикатов. Конструкция оснащена специальным баком, расположенным под фюзеляжем.
  • Як-12Р – самолет для военно-воздушных сил. Функция – осуществление связи. Конструкция оснащена мощным двигателем АИ-14Р (260 л. с.). Хвостовая часть оборудована сошником – специальным тормозным крюком, который, опускаясь во время посадки самолета на грунтовку, сокращает его пробег.

Работы по усовершенствованию

Самым первым вариантом принято считать авиационную конструкцию Як-12. Модель самолета в модификации А со временем претерпевала изменения:

  • Крылья приобрели трапециевидную форму и стали оснащаться предкрылками, содержащими по одному подкосу.
  • Топливный бак: увеличение размера.
  • Шасси: усиление.
  • Штурвал приобрел роговидную форму.
  • Кабина пилота. Путем остекления лобовых и боковых частей улучшился обзор. Существенное улучшение комфортабельности кабины произошло за счет использования мягкой обивки сидений. Допустимый вес, который мог поднять Як-12А, составлял 1588 кг. За счет изменений крыла в самолете значительно улучшилась аэродинамика, увеличилась скорость на 30 км/ч и дальность полета.

Дальнейшие усовершенствования

Они коснулось хвостовой части фюзеляжа и длины машины.

  • Як-12М увеличился до 9 метров.
  • В конструкцию был внесен форкиль и устранен сошник.
  • Стойка шасси, фюзеляж и передний подкос крыла стали усиленными.
  • Гидравлическая амортизация заменила резиновую.
  • Кабина в модифицированном Як-12 рассчитана на три пассажира.

Для чего были внесены изменения?

За счет изменений данный самолет был приспособлен:

  • Для сельскохозяйственных работ. В течение двух часов в конструкцию машины можно установить необходимое оборудование.
  • Для выполнения санитарных задач. Было достаточно места для размещения, кроме двух пилотов, еще одного врача и раненого.
  • Для осуществления тренировок прыжков с парашютом. Специально установленная на правой части борта подножка облегчала данную задачу.

Самолет для советских ВВС

Як-12Р эксплуатировался советскими военно-воздушными силами в качестве связного и транспортного средства. С этой целью модель была укомплектована мощным двигателем АИ-14Р (260 л. с.), а также винтом ВИШ-539Л-11.

Деревянную обшивку заменили на дюралюминиевую. С целью сократить длину пробега на грунтовой местности до 50 метров в Як-12Р убрали тормозной сошник, который ранее размещался впереди колеса, в хвостовой части. Кабина была рассчитана на три пассажира.

Вес самолета достигал 912 кг.

Учебно-тренировочный вариант

В начале 1959 года советскими конструкторами начал разрабатываться симулятор самолета Як-12 УТ. Его предназначение состояло в обучении военных пилотов осуществлять посадку по приборам. Для этого кабина была оснащена:

  • Вторым комплектом, позволяющим как запустить двигатель самолета Як-12 УТ, так и выполнять ручное и ножное управление.
  • Радиокомпасом АРК-5.
  • Упрощенным комплектом оборудования ОСП-48, с помощью которого производилась слепая посадка.
  • Маркерным приемником МРП-48.
  • Радиовысотомером РВ-2.
  • Генератором ГСК-1500. С его помощью происходило питание оборудования.

Испытания

В 1950 году Як-12 УТ был испытан в ГК НИИВВС и рекомендован для летных школ военно-воздушных сил как эффективный тренажер для обучения летного состава. При этом были обозначены недостатки:

  • 1700 оборотов лопастей в минуту свидетельствовали о слабой мощности ветрового генератора ГСК-1500.
  • Используемая антенна обладала недостаточной мощностью – приемник работал только на высоте не выше 1850 метров.
  • Дальность действия компаса составляла 160 км. Этого было недостаточно, поскольку комиссией выдвигались требования не менее 180 метров.

После проведенного в июне тестирования было назначено повторное в октябре того же года. После доработок Як-12 УТ был оснащен:

  • ветродвигателем ВД-5, для которого было характерно изменение в ходе полета шага лопастей;
  • установленная Т-образная форма антенны эффективно работала на любой высоте.

В 1952 году данный самолет успешно прошел новые тестирования. Но тем не менее нигде в документах он не значится как Як-12 УТ.

Санитарный образец самолета

Як-12С 1948 года выпуска считается санитарным вариантом самолета из этой серии. Конструкция данной авиационной машины была приспособлена для транспортировки одного больного. В левой части борта были расположены носилки.

Никаких других изменений в Як-12 не было произведено. Пустой самолет весил 852 кг и способен выдерживать нагрузку до 380 кг. В нее был включен вес спецоборудования, который составлял 22 кг.

Як-12С транспортировал медицинскую нагрузку до 175 кг и по своим параметрам был лучше, чем У-2С.

Смастерить самолет своими руками

Имея необходимый материал, можно смастерить самолет Як-12 самодельный из потолочки (потолочная плитка из экструдированого пенополистирола). При наличии нужного инструмента и запчастей справиться с этой задачей нетрудно.

Материалы, инвентарь и запчасти

Для работы необходимы такие материалы:

  • потолочка толщиной 0,5 см;
  • специальный клей для потолочной плитки;
  • шприц 10 мл;
  • разноцветный скотч;
  • проволока диаметром 0,1 см;
  • листы бумаги А4.

Необходимые инструменты:

  • ровная доска, на которой удобно работать;
  • канцелярский нож;
  • метровая линейка;
  • наждак.

Запчасти:

  • электрический мотор не менее 1100 оборотов;
  • один аккумулятор на 12 вольт;
  • один пропеллер.

Начало. Работа с чертежами

Перед тем как приступить, нужно иметь представление о том, как должны выглядеть радиоуправляемые самолеты Як-12. Для этого рекомендуется обзавестись необходимыми чертежами. Распечатанным на принтере чертежам для удобства следует дать порядковые номера. После этого они раскладываются в соответствии с номерами на ровной поверхности.

Изготовление деталей для изделия

На основе имеющихся чертежей можно приступить к вырезанию нужных частей. Хорошо, если деталь имеет большое количество прямых линий. В таком случае она считается простой.

Для работы с таким чертежом понадобится игла. Используя ее, проколами намечают все имеющиеся углы. Затем по линейке, приставленной от одного прокола к другому, с помощью канцелярского ножа осуществляются прорезы бумаги.

Они выполняются последовательно до тех пор, пока из чертежа не образуется полностью готовая к поклейке деталь будущего самолета. При их склеивании важно следить за тем, чтобы не нарушались размеры и геометрия будущей модели.

На каждом листе возможно появление лишних участков, которые нужно срезать. В результате все фрагменты конструкции должны идеально стыковаться друг с другом. Только после этого с помощью шприца можно выполнять их склеивание.

Сборка

  • При сборке изделия важно следить за тем, чтобы ламинированная сторона оказалась с наружной части.
  • Немаловажным аспектом считается соблюдение размеров вырезанных деталей с габаритами, который имеет аккумулятор – он может быть больше, чем запланировано в чертеже. Рекомендуется предварительно осуществлять замеры с помощью линейки.
  • Для прочного склеивания желательно использовать прищепки, грузы или тиски.
  • Для формирования необходимого изгиба можно применять прокатку на трубе.
  • После этого выполняется склеивание всех контактирующих между собой частей Як-12. Радиоуправляемая модель самолета, полет которой часто сопряжен с падениями, нуждается в усилении конструкции.
  • Придать крепость изготовленному изделию поможет армирование скотчем.
  • Для крепления сервомашинок рекомендуется применять жесткую проволоку.
  • Моторама, на которую устанавливается мотор, должна быть из тонкой фанеры. К ней очень удобно прикручивать крепежные винты.
  • При отсутствии куска фанеры также можно использовать пластик, алюминий или пенопласт. Главное, чтобы материал был легким. Желательно, чтобы вес изготовленной модели не превышал 600 грамм.
  • Запуск изделия рекомендуется совершать одним броском с руки.
  • Посадка для начала должна производится брюхом самолета на мягкую поверхность. Для этого необязательно монтировать на конструкцию колеса.

Стоимость Ford Focus или Pegout 3008 равна цене такого авиационного творения, как самолет Як-12.

Фото, расположенное ниже, представляет особенности его внешнего оформления. Но следует напомнить, что модификации выпускались разные.

В наше время самолет Як-12 считается раритетом. Его можно найти у коллекционеров авиационной техники.

Источник: http://fb.ru/article/260405/legkiy-samolet-yak--tehnicheskie-harakteristiki-foto-istoriya-sozdaniya

ЯК-12, технические характеристики самолета: скорость и высота полета, масса и грузоподъемность, лопасти винта и двигатель воздушного охлаждения

Самолёт Як-12

Многие известные авиаконструкторы и даже целые конструкторские бюро начинали свой творческий путь с создания легкомоторных самолетов.

Подобные машины довольно просты, от них никто не требует выдающихся летно-технических характеристик или совершенства конструкции. При этом можно набраться опыта, уверенности в своих силах, отработать алгоритм сложной конструкторской работы.

А немного заматерев, конструкторы переходят к созданию более «серьезной» авиационной техники, в тени которых теряются легкомоторные «первенцы».

Из этого правила есть исключения… Выдающийся советский авиаконструктор Александр Яковлев всю жизнь питал слабость к легкомоторной авиации. Уже в зрелые годы жизни, будучи признанным мастером, создателем целой плеяды знаменитых истребителей, Яковлев не считал зазорным для себя заниматься созданием одномоторных легких самолетов.

Поэтому неудивительно, что именно его КБ стало автором Як-12 – одной из самых массовых машин за всю историю советской авиации. Правда, существует легенда, что разработать дешевый и простой многоцелевой транспортный самолет Яковлеву поручил лично Сталин.

Но это просто еще одно доказательство высокой квалификации конструктора в этом вопросе – Вождь ведь не раздавал свои указания просто так.

Самолет Як-12 многие десятилетия верой и правдой служил советской авиации.

Он перевозил грузы и пассажиров, эвакуировал раненых, обрабатывал поля и виноградники, на нем проходили обучение будущие пилоты… Надежный и неприхотливый, способный взлетать практически с любых аэродромов, Як-12 зачастую был единственным транспортным средством, которое связывало отдаленные регионы огромной страны с ее центром.

Надо сказать, что разработкой новой легкомоторной машины в КБ Яковлева занялись еще в годы войны.

Впервые в небо самолет Як-12 поднялся 20 октября 1947 года, а уже в следующем году началась его официальная эксплуатация и серийное производство, которое первоначально было налажено на авиазаводе №115. И продолжалось оно до 1968 года.

За этот период было выпущено почти 5 тыс. машин этого типа и разработано более десяти модификаций самолета. Одна из них под обозначением PZL-101 Gawron выпускалась по лицензии в Польше.

Эксплуатация в гражданской авиации продолжалась до 1972 года, а в обществе ДОСААФ – до начала 80-х годов. Только после этого машина была официально списана. Хотя, даже сегодня самолет Як-12 можно встретить не только в музейной экспозиции, но и в частных аэроклубах. Их используют для обучения пилотов, для парашютного спорта или просто для полетов в свое удовольствие.

История создания легкомоторного Як-12

Уже во время войны стало очевидным, что надежные и проверенные временем самолеты-бипланы У-2 (или По-2) уже морально и физически устарели. Им срочно нужна была замена.

В конце войны конструкторы КБ Яковлева разработали два одномоторных многоцелевых самолета: Як-13 и Як-14. Обе машины имели четырехместную закрытую кабину и оснащались двигателем воздушного охлаждения М-11М.

Более удачным из них был признан Як-14, его даже хотели запускать в производство, но затем все-таки решили несколько улучшить. После доработок в октябре 1947 года самолет впервые поднялся в небо.

Он получил обозначение Як-12.

По сравнению с Як-14, новая машина имела несколько меньший размах крыла, ее оснастили фиксированным предкрылком и немного изменили конструкцию стоек шасси.

Это позволило практически в два раза уменьшить разбег машины при взлете, чего, собственно, и хотел заказчик.

Правда, при этом уменьшилась максимальная скорость самолета (на 37 км/ч) и его потолок (на 500 метров), но для легкой гражданской машины это было не слишком важно.

Зато по остальным летно-техническим характеристикам и даже по уровню удобства для пассажиров Як-12 уверенно опережал заслуженного ветерана По-2.

При этом, так же, как и поликарповский биплан, самолет Як-12 отличался простотой конструкции, дешевизной, при его производстве использовались только отечественные материалы и ограниченное количество дефицитного дюралюминия.

Во время испытаний Як-12 показал феноменальную управляемость и устойчивость. Полет мог продолжаться даже с брошенным управлением.

Государственные испытания машины завершились в начале января 1948 года. После незначительных доработок самолет был принят в эксплуатацию. Серийное производство было развернуто на авиазаводе № 115.

В этом же году стартовали войсковые испытания Як-12. Военные планировали использовать этот самолет в качестве разведчика и связной машины. В целом, Як-12 пришелся военным по душе, однако у них возник и ряд замечаний, связанных с дальностью полета самолета, его максимальной скоростью и недостаточной полезной нагрузкой.

По результатам войсковых испытаний рекомендовалось оснастить Як-12 более мощным двигателем, автоматическими предкрылками и антиобледенительной системой.

Кроме того, заказчикам в погонах очень не нравилась полотняная обшивка крыла – она уменьшала скорость самолета и делала весьма проблематичной его эксплуатацию под открытым небом.

Одним из ключевых этапов истории Як-12 стала установка на эту машину более мощного двигателя М-14, которая произошла в мае 1948 года. Мощность этого звездообразного мотора с девятью цилиндрами составляла 240 л. с., его выпуск был налажен в Запорожье.

Як-12 с М-14 буквально преобразился: увеличилась его максимальная скорость, потолок, уменьшилась длина пробега.

Испытания самолета Як-12 с новой силовой установкой продолжались до конца 1948 года, после чего это модификация машины была рекомендована к серийному производству.

С Як-12 связана одна любопытная история, которая показывает характер взаимоотношений технической интеллигенции и власти в то время. Сталин был прекрасно осведомлен о проекте Як-12, знал основные характеристики нового самолета, часто интересовался, на каком этапе находятся работы.

Он изначально поставил перед Яковлевым задачу: создать машину, которая могла бы садиться на самые маленькие неподготовленные площадки и, кроме летчика, брать на борт еще двух пассажиров. Осенью 1951 года Сталин решил проверить, как выполняется его поручение.

Находясь на своей кавказской даче, он приказал, чтобы почту ему привезли на Як-12, причем для посадки самолета сам отмерил участок длиной в 50 метров. Пилот не смог выполнить задание, и дело было не в размерах посадочной полосы, а общем расположении дачи, которая находилась в глубокой горной лощине.

Почту Сталину привезли на вертолете… После этого Яковлев и его Як-12 оказались в опале. Серийное производство самолета возобновилось только после смерти Сталина.

В 1949 году Як-12 попытались превратить в гидросамолет, установив на него поплавки. Однако из слабой энерговооруженности летные характеристики этой модификации оказались ниже среднего.

Польский «Ворон» и китайский «Шеньянг»

Новым советским самолетом заинтересовались поляки. В 1956 году Польше была передана техническая документация, необходимая для начала серийного производства Як-12, которое вскоре было развернуто на заводе PZL.

Буквально за три года – с 1957 по 1960 – поляки сумели выпустить почти 1200 Як-12 нескольких модификаций. Более того, они сумели сами создать сельскохозяйственный самолет на базе Як-12.

Он получил обозначение PZL-101 Gawron («Ворон»).

Польский вариант самолета от других модификаций легко отличить визуально. Из-за установки в кабине бака для химикатов на 500 литров сместился центр тяжести машины. Чтобы компенсировать этот дефект, конструкторам пришлось придать крылу хорошо заметную стреловидность и установить на его концах шайбы характерной формы.

В 1954 году производство самолета Як-12 было перенесено в Ленинград, на завод № 272. В том же году машина прошла модернизацию, результатом которой стала модификация Як-12М. Последний же серийный вариант самолета Як-12А был разработан в 1957 году. Кроме Польши, лицензионный выпуск Як-12 был налажен в Китае. Там советский самолет получил обозначение «Шеньянг» тип 5.

Як-12 различных модификаций активно экспортировались в страны социалистического лагеря: в Югославию, Венгрию, Чехословакию.

Основные модификации самолета Як-12

С момента начала эксплуатации Як-12 постоянно совершенствовался. Его с завидной регулярностью пытались приспособить для выполнения все новых задач. Ниже перечислены основные модификации самолета, разработанные в разные годы:

  • Як-12. Базовый вариант самолета. Выпускался серийно в первые годы после принятия самолета в эксплуатацию. В общей сложности было изготовлено несколько сотен машин этой модификации. Большая часть из них использовалась в военной авиации;
  • Як-12С. Медицинская версия машины. В самолете этой модификации можно было перевозить одного лежачего больного на носилках и медработника. Кабина была оборудована системами вентиляции и обогрева;
  • Як-12СХ. Сельскохозяйственная модификация самолета, принятая в эксплуатацию в 1948 году. Под его фюзеляжем устанавливался бак для различных химикатов;
  • Як-12Р. Самолет связи, который использовался как в гражданском флоте, так и в ВВС. Машина имела более мощный двигатель М-14, увеличенную площадь хвостового оперения, шасси усиленной конструкции, а также топливные и масляные баки большего объема. Однако главным отличием от базовой модификации являлось крыло с полностью металлической обшивкой и большей площадью. Як-12Р был принят в эксплуатацию в 1950 году. Изменений в конструкции самолета было настолько много, что Як-12Р можно считать не модификацией Як-12, а абсолютно новой машиной;
  • Як-12М. Модификация самолета, разработанная на базе Як-12Р. Эта машина изготавливалась в нескольких вариантах: пассажирском, связном, санитарном и сельскохозяйственном. Одна из наиболее массовых модификаций Як-12;
  • Як-12ГР. Гидросамолет с двигателем М-11ФР;
  • Як-12ММ. Гидросамолет на базе Як-12М. От Як-12ГР отличался большими размерами поплавков, а также наличием рулей, установленных на них. Этот самолет часто использовался в качестве санитарного;
  • Як-12А. Самолет-воздушное такси. Данная модификация имела удобную пассажирскую кабину с диваном и приятным дизайном. Самолет создавался по заказу ГВФ. Машина имела несколько лучшие аэродинамические характеристики и большую скорость;
  • Як-12МС. Спасательная версия самолета с радиопеленгаторным устройством, позволяющим находить корабли, терпящие бедствие. Вращающая антенна пеленгатора была установлена под фюзеляжем самолета;
  • Як-12УТ. Учебно-тренировочный вариант машины с дублированным управлением для обучения военных летчиков. Самолет успешно прошел испытания, но в серийное производство не пошел.

Можно еще добавить, что выше перечислены только официальные версии самолета. А ведь, кроме них, существует еще множество модификаций Як-12, созданных многочисленными «кулибиными», которым эта машина пришлась очень по душе.

Описание конструкции самолета Як-12

Як-12 выполнен по классической аэродинамической схеме, это однодвигательный высокоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси.

За время серийного производства этот самолет претерпел значительные изменения, его поздние модификации имели значительные отличия от машин ранних серий.

Як-12 первых модификаций имел крыло с двумя лонжеронами и полотняной обшивкой, фиксированные предкрылки и закрылки щелевого типа. Предкрылки повышают управляемость самолета и улучшают его взлетно-посадочные характеристики.

Подкосы имеют V-образную и прикрепляются к узлу установки шасси.

Фюзеляж самолета имеет смешанную ферменную конструкцию, его каркас состоит из хромансилевых труб с деревянной опалубкой. Носовая часть фюзеляжа имеет обшивку из дюралюминия, хвостовая же часть покрыта полотном.

Шасси самолета неубирающееся трехопорное пирамидального типа с задним колесом и шнуровой резиновой амортизацией. Основные колеса являются тормозными, управление осуществляется с помощью тросов. Колеса могут быть заменены лыжами или поплавками.

На первых модификациях самолета устанавливался двигатель воздушного охлаждения М-11ФР, однако его мощность была явно недостаточна. Модификацию Як-12Р и все последующие варианты машины оснащались двигателем М-14.

Двигатель расположен в передней части самолета, он прикреплен к моторной раме, а сверху закрыт металлическим капотом. В его передней части расположены радиальные железы, регулируя которые, пилот может управлять охлаждением двигателя.

Также под капотом находится и маслорадиатор.

Воздушный винт Як-12 имеет две лопасти улучшенной формы.

В кабине пилота находится радиостанция, а также комплекс приборов, позволяющий выполнять полеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях.

Основные летно-технические характеристики самолета

Экипаж, чел.1
Масса, кг
  пустого самолета  830
  макс. взлетная  1185
Двигатель  М-11ФР
Макс. скорость, км/ч  194
Крейсерская скорость, км/ч  169
Практическая дальность, км  810
Макс. продолжительность полета, ч  4
Практический потолок, м  3000

Источник: https://comp-pro.ru/aviatsiya/passazhirskie-samolety/yak-12.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.