Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Содержание

Диджериду – музыкальное наследие Австралии

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Звук этого древнейшего инструмента трудно описать словами. Низкий гул, рокот, немного напоминающий по тембру горловое пение сибирских шаманов. Он получил известность сравнительно недавно, но уже завоевал сердца многих фолк- и ambient-музыкантов.

Диджериду – народный духовой инструмент австралийских аборигенов. Представляет собой полую трубку длиной от 1 до 3 метров, с одной стороны которой находится мундштук диаметром 30 мм. Производится из дерева или стволов бамбука, часто можно встретить дешевые варианты из пластика или винила.

Диджериду, или yidaki, считается одним из самых древних инструментов на земле. Австралийцы играли на нем, когда человечество еще не знало никаких нот. Музыка была необходима для проведения языческого ритуала Корабори.

Мужчины разрисовывали свои тела охрой и углем, надевали украшения из перьев, пели и танцевали. Это священная церемония, посредством которой аборигены общались со своими богами. Сопровождались танцы барабанным боем, пением и низким рокотом диджериду.

Эти странные инструменты изготовляла для австралийцев сама природа. Во времена засухи термиты выедали сердцевину эвкалипта, создавая полость внутри ствола. Люди срубали такие деревья, прочищали их от требухи и делали мундштук из воска.

Широкое распространение yidaki получил в конце XX века. Композитор Стив Роуч, путешествуя по Австралии, заинтересовался интересным звучанием. Он обучался игре у аборигенов, а затем стал использовать диджериду в своей музыке. За ним последовали и другие.

Настоящую известность инструменту принес ирландский музыкант Ричард Дэвид Джеймс, написав композицию «Didgeridoo», которая покорила британские клубы в начале девяностых.

Как играть на диджериду

Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.

Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.

У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.

Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон) сразу.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные, например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.

Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха, как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».

Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания. Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки.

Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.

Автор текста – Молянов Павел.

Источник: https://music-education.ru/didzheridu/

Музыка Австралии и самые простые – природные – музыкальные инструменты

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.

Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.

Музыка коренных жителей – аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной — групповое.

Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар, по которому ударяли палками.

Среди древних идиофонов — бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки, по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны, обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых — диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии — носовая флейта (из Новой Гвинеи).

С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.

Диджериду (Йедаки, дидьериду)

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев. 

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1—3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска , как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.

Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте. Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.

При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.

Пляски корробори

Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава.

А это – основа здоровья и долголетия.

Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала – как говорится, танцевали “от души” :-).

В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались  представления, имитирующие явления природы и события жизни.

Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других — ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.

Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» — описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.

Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.

Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.

Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.

Источник: http://www.hnh.ru/culture/the_most_simple_natural_musical_instruments

Диджериду — что это такое ? Музыкальный инструмент аборигенов

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания.

Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы.

Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду.

Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет.  Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину.

Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду.

 Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби.

Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов.

 Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин.

Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента.

  В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь  в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны.  Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов.

Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину.

В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов.  В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный.

Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона.

Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей.  Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки.

Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой.

  Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском.

Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия.

 Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул.

Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания.

Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира.

Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков.

 Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание.

Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно.

Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты.

При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям.

Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке.

Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

Источник: https://AustraliaLife.ru/didzheridu/

Австралийский музыкальный инструмент диджериду. Что это такое и как на нем играть?

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Австралийские аборигены – одна из самых странных и тяжелых загадок мира. Вплоть до момента прихода колонистов эти племена “застыли” в каменном веке. Они не успели изобрести колесо, не умели ни писать, ни считать.

Однако их духовное развитие, вполне вероятно, превзошло всю остальную земную цивилизацию. Религия и обряды австралийских племен тесно связаны с музыкой, а главным инструментом в этой области искусства у них считается диджериду.

Что это такое? Как на нем играть? В чем заключается его смысл?

Краткая характеристика инструмента

Начнем, пожалуй, с того, что “диджериду” – это такое название, которое было придумано американцами и европейцами. Именно так они прозвали своеобразную “дудку”, на которой играли австралийские коренные племена во время проведения ритуалов. Сами же австралийцы называют сей инструмент словом “йедаки”, и его родиной является север их родного континента.

Как свидетельствуют фото, диджериду – духовой инструмент, который являет собой полую деревянную трубку, длина которой может варьироваться от одного до трех метров. Техника изготовления крайне проста. В засушливую погоду термиты выедают стволы эвкалиптов изнутри. Люди срубают такие деревья, выбивают из них труху и затачивают под нужный размер.

Снаружи такие трубки покрываются рисунками, символизирующими местные верования, обряды и ритуалы. На фото диджериду также видно, что инструмент оснащен мундштуком. Его изготавливают из пчелиного воска, который надежно закрепляется на высушенной древесине.

От древности до современности

Что это такое – диджериду в представлении коренных австралийцев? Когда он появился впервые на этом континенте? Как дожил до наших дней? Исходя из того факта, что подобный музыкальный инструмент, по сути, создает сама природа, было установлено, что появился он на свет еще задолго до того, как в Европе или на Востоке зародилась какая-либо цивилизация.

Древние племена Австралии играли на йедаки во время проведения самого главного ритуала – Корабори. Это некое воссоединение с божественным началом, во время которого мужчины разрисовывали свои тела, украшали их перьями и танцевали. Считалось, что звучание или скорее рокот этого инструмента вводит в транс, настраивает на духовный лад.

Удивительным образом о том, что это такое – диджериду, узнали современные люди, простые путешественники и новооткрыватели. Одним из таковых стал композитор Стив Роуч, который обучался игре на этой “дудке” у представителей древних племен.

После него всемирную известность йедаки принес Ричард Дэвид Джеймс. Именно он применил звучание диджериду в одноименной композиции, которая в начале 90-х годов просто взорвала британские ночные клубы.

С тех пор все любители направления эмбиент и фолк частенько используют в своих треках звучание этого загадочного инструмента.

Инструмент диджериду нестандартен не только в своем звучании, но и в процессе игры. Знаменательно то, что для игры на нем вовсе не обязательно обладать слухом или даже чувством ритма.

Самое важное – это прочувствовать инструмент, постичь его суть и предназначение и иметь сильное, ровное дыхание.

Именно на технике беспрерывного дыхания строится суть игры на диджериду, и именно от силы вдоха зависит качество звука.
Существует также специальное упражнение, способное обучить игре на этом инструменте, и некоторые называют его “лошадь”.

Все, что вам нужно – это научиться “фыркать” как это копытное животное, и запомнить, как именно двигаются ваши губы, язык и щеки во время сего действия. После вы берете в рот мундштук и повторяете уже привычные движения губами и щеками.

При этом важно оставаться максимально расслабленным – только в таком случае вам удастся извлечь хоть какой-то звук из йедаки.

Звучание

Понять, что это такое диджериду, можно лишь после того, как вы услышите его. Звучание этого инструмента невозможно сравнить с чем-либо существующим в нашем мире.

Диапазон йедаки охватывает лишь одну ноту, и ее высота зависит от величины трубки. Маленькая и толстая звучит всегда высоко, а длинная и тонкая – низко.

Но при этом вибрации, излучаемые этой единственной нотой сразу же наводят на мысли об иных мирах, а медитации, о шаманский обрядах и таинственных верованиях.

Несомненно, австралийский инструмент диджериду вводит в транс, заставляет забыть о реалиях и переместиться в мир снов, фантазий. Также существует интересный факт – аборигены Австралии нередко использовали умение игры на йедаки для того, чтобы завлечь понравившуюся женщину.

Исцеление музыкой

В связи с тем, диджериду стал невероятно популярным инструментом во всем мире, заинтересовались им, как ни странно, даже врачи. Дело в том, что игра на нем подразумевает наличие перманентного, непрерывного дыхания, что, в свою очередь, достигается путем длительных тренировок.

Игра на йедаки, по мнению докторов, помогает избавиться от ряда дыхательных недугов, усиливает иммунитет и укрепляет нервную систему. Отдельно также стоит отметить, что нередко звучание диджериду включают во время проведения лечебного массажа. Этот звук способствует расслаблению мышц, снятию боли и скорейшему заживлению ран.

Источник: http://fb.ru/article/372795/avstraliyskiy-muzyikalnyiy-instrument-didjeridu-chto-eto-takoe-i-kak-na-nem-igrat

Диджериду

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Диджериду

Диджериду (Didgeridoo) – древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой.

Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека.

« Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство » – это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.

На севере Австралии, где появилась диджериду, его называют «Йедаки». Самая большая диджериду достигает в длину до трех метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.

Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе.

Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство.

Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит от форм ветвей и стволов. Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см. Внутренний диаметр конца диджериду в идеале должен быть 10 см.

Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс; кроме того, инструмент может потрескаться. Мундштук делают из пчелиного воска. Можно также изготавливать диджериду из бамбука, тростника или пластика. Многие инструменты, по старинным обычаям, украшают росписями или изображением животных.

Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок.

С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне.

Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду.

Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

Диджериду обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности.

Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела.

Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.

Ученых всегда интересовал вопрос по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что умение кошки мурлыкать – это ее источник долголетия. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой полезны для неё и для людей. Мурлыкание кошки можно сравнить с гудением диджериду, ведь все это – вибрации низкой частоты.

На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие обертона. Обертона всегда выше основного тона, они образуют гармоничный ряд звуков и создают тембр диджериду (и кошки). Для игры на диджериду используется прием “кругового дыхания”, за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания.

Воздух должен выходить сквозь расслабленные вибрирующие губы. И начинается магическое пение этой могучей флейты. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами. В формировании звука участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя.

Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.

Диджериду – это однотональный инструмент, но за счет индивидуальных особенностей голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации зверей и птиц. Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.

Музыкальные жанры можно условно разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый характеризуется плавностью звучания и неспешностью исполнения.

Второй является практикой ритмического дыхания, так как форсированный вдох должен быть органично встроен в образ ритмического рисунка. Таким образом, манеру игры на диджериду можно выразить следующей комбинацией: “дыхание+звук+ритм”.

Приведем несколько примерных упражнений для игры на диджериду.

Упражнение 1

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»? Для этого надо сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и послать в неё воздух. Это и будет основной тон диджериду.

Упражнение 2

Наполните щеки воздухом, надуйте их и подышите через нос. Теперь представьте, что воздух в щеках выталкивается изо рта лишь вашими мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания, который так важен при игре на диджериду.

При игре на диджериду важно соблюдать три основных правила: во-первых, основной тон должен быть сильным и устойчивым; во-вторых, мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках; в-третьих, при любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться. Все эти условия легко выполнить при регулярных тренировках, что является основным требованием при игре на любом инструменте.

К сожалению, в России пока очень мало магазинов, где продавались бы диджериду.

Однако в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые являются аналогом диджериду.

Но, тем не менее, есть на Урале мастера, которые профессионально занимаются изготовлением этого редчайшего инструмента и даже основали Уральскую Диджериду Лабораторию.

В чем же особенность уральских диджериду? Секрет заключается в правильно построенной акустике, что дает красивое звучание и широкий диапазон возможностей.

Хороший природный инструмент – это редкость, поэтому так важно сделать акустически безупречный инструмент, воссоздав при этом, природную специфику звучания.

Мастера должны проделать поистине ювелирную работу, чтобы добиться идеального баланса – конфигурация канала, заданная толщина стенки, параметры внутренних канавок и многое другое. Многое найдено и оптимизировано российскими мастерами опытным путем.

Примеры звучания: http://mp3plus.fm/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8F…BD%D0%B5%D0%BA/ Поиск и исследования “конфигурации” диджериду продолжаются до сих пор, поэтому каждый уральский мастер в чем-то уникален и своеобразен. Так же как уникален каждый музыкант.

Пример звучания

Пример звучания (Beat Box)

Самоучитель

Источник: http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/ethnic_music_instr/37-didzheridu.html

Австралийский музыкальный инструмент диджериду. Что это такое и как на нем играть?

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Австралийские аборигены – одна из самых странных и тяжелых загадок мира. Вплоть до момента прихода колонистов эти племена “застыли” в каменном веке. Они не успели изобрести колесо, не умели ни писать, ни считать.

Однако их духовное развитие, вполне вероятно, превзошло всю остальную земную цивилизацию. Религия и обряды австралийских племен тесно связаны с музыкой, а главным инструментом в этой области искусства у них считается диджериду.

Что это такое? Как на нем играть? В чем заключается его смысл?

Краткая характеристика инструмента

Начнем, пожалуй, с того, что “диджериду” – это такое название, которое было придумано американцами и европейцами. Именно так они прозвали своеобразную “дудку”, на которой играли австралийские коренные племена во время проведения ритуалов. Сами же австралийцы называют сей инструмент словом “йедаки”, и его родиной является север их родного континента.

Как свидетельствуют фото, диджериду – духовой инструмент, который являет собой полую деревянную трубку, длина которой может варьироваться от одного до трех метров. Техника изготовления крайне проста. В засушливую погоду термиты выедают стволы эвкалиптов изнутри. Люди срубают такие деревья, выбивают из них труху и затачивают под нужный размер.

Снаружи такие трубки покрываются рисунками, символизирующими местные верования, обряды и ритуалы. На фото диджериду также видно, что инструмент оснащен мундштуком. Его изготавливают из пчелиного воска, который надежно закрепляется на высушенной древесине.

От древности до современности

Что это такое – диджериду в представлении коренных австралийцев? Когда он появился впервые на этом континенте? Как дожил до наших дней? Исходя из того факта, что подобный музыкальный инструмент, по сути, создает сама природа, было установлено, что появился он на свет еще задолго до того, как в Европе или на Востоке зародилась какая-либо цивилизация.

Древние племена Австралии играли на йедаки во время проведения самого главного ритуала – Корабори. Это некое воссоединение с божественным началом, во время которого мужчины разрисовывали свои тела, украшали их перьями и танцевали. Считалось, что звучание или скорее рокот этого инструмента вводит в транс, настраивает на духовный лад.

Удивительным образом о том, что это такое – диджериду, узнали современные люди, простые путешественники и новооткрыватели. Одним из таковых стал композитор Стив Роуч, который обучался игре на этой “дудке” у представителей древних племен.

После него всемирную известность йедаки принес Ричард Дэвид Джеймс. Именно он применил звучание диджериду в одноименной композиции, которая в начале 90-х годов просто взорвала британские ночные клубы.

С тех пор все любители направления эмбиент и фолк частенько используют в своих треках звучание этого загадочного инструмента.

Процесс игры на йедаки

Инструмент диджериду нестандартен не только в своем звучании, но и в процессе игры. Знаменательно то, что для игры на нем вовсе не обязательно обладать слухом или даже чувством ритма.

Самое важное – это прочувствовать инструмент, постичь его суть и предназначение и иметь сильное, ровное дыхание.

Именно на технике беспрерывного дыхания строится суть игры на диджериду, и именно от силы вдоха зависит качество звука.
Существует также специальное упражнение, способное обучить игре на этом инструменте, и некоторые называют его “лошадь”.

Все, что вам нужно – это научиться “фыркать” как это копытное животное, и запомнить, как именно двигаются ваши губы, язык и щеки во время сего действия. После вы берете в рот мундштук и повторяете уже привычные движения губами и щеками.

При этом важно оставаться максимально расслабленным – только в таком случае вам удастся извлечь хоть какой-то звук из йедаки.

Звучание

Понять, что это такое диджериду, можно лишь после того, как вы услышите его. Звучание этого инструмента невозможно сравнить с чем-либо существующим в нашем мире.

Диапазон йедаки охватывает лишь одну ноту, и ее высота зависит от величины трубки. Маленькая и толстая звучит всегда высоко, а длинная и тонкая – низко.

Но при этом вибрации, излучаемые этой единственной нотой сразу же наводят на мысли об иных мирах, а медитации, о шаманский обрядах и таинственных верованиях.

Несомненно, австралийский инструмент диджериду вводит в транс, заставляет забыть о реалиях и переместиться в мир снов, фантазий. Также существует интересный факт – аборигены Австралии нередко использовали умение игры на йедаки для того, чтобы завлечь понравившуюся женщину.

Исцеление музыкой

В связи с тем, диджериду стал невероятно популярным инструментом во всем мире, заинтересовались им, как ни странно, даже врачи. Дело в том, что игра на нем подразумевает наличие перманентного, непрерывного дыхания, что, в свою очередь, достигается путем длительных тренировок.

Игра на йедаки, по мнению докторов, помогает избавиться от ряда дыхательных недугов, усиливает иммунитет и укрепляет нервную систему. Отдельно также стоит отметить, что нередко звучание диджериду включают во время проведения лечебного массажа. Этот звук способствует расслаблению мышц, снятию боли и скорейшему заживлению ран.

Источник: https://autogear.ru/article/372/795/avstraliyskiy-muzyikalnyiy-instrument-didjeridu-chto-eto-takoe-i-kak-na-nem-igrat/

Диджериду музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Один из самых древних музыкальных инструментов, по способу звуковоспроизведения относится к группе деревянных аэрофонов – духовых инструментов. Благодаря своему экзотическому виду и необычному тембру, схожему с горловым пением народов Алтая и журчанию воды, получил достаточно широкое распространение в современной музыке.

История инструмента диджериду

Диджериду – австралийский духовой музыкальный инструмент (Didgeridoo), используемый в практике тотемных религиозных обрядов для вхождения в состояние транса.

Данное название искусственно присвоено ему европейцами и предположительно означает «черный», или «местный трубач».

Разные племена коренных жителей материка называют инструмент по разному, например: «йолнгу», «джинан», «какутю», «мэйалай» и т.д. Самым же распространенным этническим названием является «йедаки».

Начиная с XX в. диджериду стали активно использовать в своем творчестве западные музыканты, особое же место в его распространении сыграл Aphex Twin, создавший британский танцевальный хит «Диджериду». В это же время об инструменте начали писать во многих австралийских изданиях.

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук.

После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной.

Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Разновидности инструмента

Диджерибон – имеет некие сходства с тромбоном – состоит с двух, вложенных одна в другую трубок. Таким образом, выдвигая или задвигая одну из них, исполнитель может изменять высоту звука непосредственно во время игры. Изобретатель – Ч. МакМахон.
Keyed – имеет систему клапанов, изобрел Г. Виггинс.

Multidrone – отличается длинным тонким раструбом и мундштуком, благодаря овальной форме которого у музыканта появляется возможность исполнения одновременно нескольких звуков. Изобретатель У. Торен.

Didjflute – оснащен отверстиями, схожими с флейтовыми. На нем можно играть достаточно сложные мелодии, однако тембр инструмента невыразителен.

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах.

Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания.

Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом».
Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Диджериду в современном мире

На инструменте играют многие современные музыканты, в основном это исполнители электронной музыки. Любители битбокс музыки выбирают диджериду. С его помощью можно изменять и усиливать звучание голоса, создавая более насыщенные звуки.

Обратили внимание на данный инструмент и медики, представители Цюрихского университета, они утверждают – игра на диджериду полезна для здоровья: тренирует верхние дыхательные пути, укрепляет сердце, нервную систему и избавляет от храпа.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что диджериду – один из самых ярких и необычных этнических инструментов, недаром пользующийся популярностью у любителей экзотики.

Игра на диджериду видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Источник: http://muz-story.ru/duhovye-muzykalnye-instrumenty/didzheridu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.